Возвращение Кулагера

Газета «Экспресс К», № 300 (16686) от 01.04.2009

Прославленный тулпар Кулагер, принадлежащий Ахану-серэ, не проигрывал ни одной скачки. Страшное горе охватило поэта, когда завистники убили жеребца прямо во время байги. А спустя век с лишним мародеры уничтожили памятник, воздвигнутый народом на месте гибели скакуна у подножия горы Ерейментау.
Недавно состоялось заседание госкомиссии, которая утвердила эскиз нового монумента Кулагеру — символу непобедимого духа кочевников.
Осенью 1876 года в поминках влиятельного керея Сагиная, в честь которого была устроена грандиозная байга, приняли участие свыше трехсот скакунов, даже из некоторых уголков Кыргызстана. Коварная стрела настигла жеребца, когда он оторвался от преследователей. Эта реальная история легла в основу эпоса Ильяса Джансугурова «Кулагер». История циклична, и казахстанские коневоды испытали шок еще раз, когда 12 лет назад узнали, что сборщики металлолома разобрали медного тулпара, которого в 1989 году установила группа благородных энтузиастов.
Автором и инициатором республиканской акции по восстановлению памятника является первый вице-президент Ассоциации национальных видов спорта, шеф-редактор журнала «Казанат» академик Садыбек Тугел, который поведал корреспонденту «ЭК» о современном предназначении тулпаров.
Возвращение в нашу жизнь победоносного Кулагера, как знамения народа, идущего вперед, играет большую воспитательную роль для нынешней молодежи, подрастающего поколения, — говорит академик. — Это тулпар, который остался в эпосе, казахской литературе и народных преданиях непобедимым, это легенда в истории казахского народа. Он пронесся, словно на крыльях, через сакские, тюркские, дешт-и-кипчакские и казахские степи, нес в своих генах кровь одной из лучших казахских пород — казанат. Не случайно мы назвали свой журнал «Казанат». В этом есть смысл возрождения лучших традиций национальной культуры казахов.
С другой стороны, возведение памятника Кулагеру является символом торжества добра над злом. Так уж получилось, что большой любитель конного спорта, директор совхоза «Егиншилинский» Андрей Андреевич Риммер был инициатором воздвижения памятника Кулагеру — героическому тулпару, воспетому в эпосе Ильяса Джансугурова. А вот вандалы, которые, я так думаю, тоже жили и, может быть, живут в нашей стране, бессовестным образом выкрали памятник, причем организованной группой, так как трехметровую медную махину нужно было еще как-то сдвинуть с места (здесь без крана не обойтись). Яркие следы сварки, используемой для того, чтобы распаять конструкцию, не могли не остаться незамеченными — все это надо было продумать, заранее спланировать. Это дело подшито в архиве районного РОВД. Сегодня, по прошествии 12 лет, воры все еще не найдены, а место, где стоял памятник, зияет пустотой.
Это печальное событие стало причиной огорчения всего окрестного населения, потому что памятник был местом паломничества людей. Если аксакалы гордились этим изваянием, то молодожены в день свадьбы обязательно приезжали возложить цветы Кулагеру. Но что особенно важно, наши джигиты перед скачками приводили своих скакунов к непобедимому тулпару, чтобы получить благословение на победу в состязаниях. На уроках под открытым небом учитель истории Темиртас-ага приводил к памятнику своих учеников и рассказывал о том, как тогда жил народ, какова была его культура, какие были у казахов ценности. Ребята слушали и начинали вникать в тот кочевой образ жизни, который вели наши предки, а история об Ахане-серэ и его легендарном скакуне Кулагере повлияла на местную молодежь так, что многие захотели обучаться верховой езде и стали участниками скачек.
Памятник украли в феврале 1996 года. Услышав о таком злодеянии, потомственный конник из Уланского района Восточно-Казахстанской области Ринат Шаншаров по прозвищу Сатый приехал в эти края, чтобы убедиться в этом лично. Рассказывали, что на пустующем месте, где раньше был Кулагер, Ринат долго рыдал. У казахов говорят: «Воин плачет в двух случаях — когда он не может защитить честь сестры и когда умирает его верный скакун». Это и был, наверное, тот случай, когда честь пострадала, а восстановить справедливость не получается. Ринат обошел все дворы с вопросом «Кто вор?», но так и не получил ответа. Это событие отразилось на его здоровье: будучи сердечником, он получил инфаркт, и уже по дороге в Усть-Каменогорск его госпитализировали, затем уже в Новосибирске сделали операцию на сердце, после которой он стал инвалидом первой группы. Вот какая душа у народа!
Став свидетелем этого события, я принял твердое решение воздвигнуть новый памятник. Слава богу, мое начинание получило понимание и поддержку в среде интеллигенции города, среди аксакалов.
Скульптор Султан Иляев в течение полугода работал над проектом памятника Кулагеру, который должен стать лучшим скульптурным изваянием лошади, не просто лошади, а легендарного скакуна, равных которому не было. Недавно, в конце февраля текущего года, госкомиссия под председательством министра культуры и информации РК Мухтара Кул-Мухаммеда одобрила эскиз памятника Кулагеру.
Читателям наверняка интересно узнать, существует ли сейчас порода казанат и каков ныне генофонд лошадей в Казахстане, а также как, на ваш взгляд, развивается коневодство в целом?
Представьте себе скакуна Кулагера Ахана-серэ конца позапрошлого — начала прошлого века, ставшего гордостью всего казахского народа. Это, несомненно, один из поздних потомков казаната. Казанат в переводе с тюркского означает «победоносный конь, конь-рыцарь». Вспомните Кубаса и Кокдауыла Ер Кабанбая, которые в походах и боях могли по сорок дней и более носить батыра. А Тайбурыл — герой казахского эпоса, хозяином которого был Кобыланды из рода каракипчаков, являющийся выдающейся исторической личностью? Останки высокопородного жеребца, найденные археологом Зейноллой Самашевым в Берельском кургане, возможно, являются свидетельством того, что тот был родоначальником славных степных лошадей, которые время от времени в течение двух-трех тысячелетий рождали тулпаров, называемых казанатами. Это особая лошадь, рожденная одна в табуне из тысяч голов. Говорят же у нас: «Жiгiтте де жiгiт бар, азаматы бiр бөлек. Жылқыда да жылқы бар, қазанаты бiр бөлек».
Генофонд, как бы то ни было, живет во многих нынешних степных породах, в том числе в адаевской, костанайской, джабе и других. Надеюсь, что в определенных условиях эта первооснова просто не может не проявить себя. И мы должны выводить эту породу. Мы в какое-то время упустили из виду селекционную работу, порода была на грани исчезновения. Сказалось то, что мы 250 лет были колонией царской империи, 70 лет существовали при Союзе. Возьмем хотя бы один пример, когда приказом Голощекина было истреблено 4 млн 640 тысяч лошадей. Тому есть письменные свидетельства — телеграммы, адресованные «вождю народа», содержащие обоснования к уничтожению поголовья скота степного народа.
А ведь в свое время многотысячные табуны лошадей гнал степной казах при перекочевке. Во времена Тохтамыс хана было около 20 млн лошадей. В официальной документации сохранилась перепись 1916 года, проведенная еще при царской России, где в графе «численность» именно по поголовью лошадей казахских степей указывалось 5 млн 640 тысяч голов. Сейчас у нас всего 1 млн 300 тысяч лошадей. Во времена Хрущева начали выводить еще две породы, но те предназначались для хозяйственных целей. Это были мясо-молочные кучумская и мугалджарская породы.
И только сегодня, в условиях суверенитета, мы выносим самостоятельные предложения о создании института коневодства, который будет заниматься выращиванием маститых лошадей. На базе Костанайского конезавода были проведены три научно-практические конференции на тему «Выведение чистокровных верховых пород лошадей казанат».
Сегодня в мире насчитывается более 200 пород, среди которых только десять являются элитными. Одна из них — английская чистокровная порода приносит Великобритании огромный капитал. Но ее выводили 300 лет. Кстати, было доказано, что в крови этой породы есть ген от казаната. Мой отец рассказывал, что когда рудником Риддера владели англичане, тогда они покупали наших лучших лошадей. Это было в ХVIII-ХIХ веках. Далее идут арабская порода, акал-теке, американская, ганноверская порода, потом русские рысаки — орловская порода, венгерская. Надо сделать так, чтобы со временем среди них была и наша порода — казанат. Даже кыргызы вывели новую породу, а нам с таким великим наследием должно быть стыдно.
Прагматику, стремящемуся к максимуму выгоды, вряд ли понять всю серьезность ситуации. И дело здесь не только в том, что одни тулпары прошлого воспеты в песнях и поэмах, другие увековечены в скульптурных, монументальных памятниках и теперь вот заняли места в музейных экспозициях. Наш народ называет коня крыльями джигита. Если вдуматься, не ради красного словца. На этих «крыльях» кочевник осваивал огромнейшие пространства. За века объехал весь суперконтинент Евразию, и не единожды. До Египта и Северной Африки дошел. За поэтизацией и иносказанием у наших предков прочитываются реальные сюжеты жизни. Наши предки-кочевники встречались и знались со множеством больших и малых народов, общались, воевали, дружили, роднились, обменивались культурными, духовными, материальными достижениями. Недаром говорят, что культура казахов впитала в себя достижения греческой, сирийской, египетской, индийской, византийской, иранской культур. Наверное, сколько дал, столько и взял.
А в своем кругу, в узких этнических рамках, вся жизнь степняка-кочевника, его быт, ведение хозяйства, будни и праздники, поэзия и музыка, обряды и традиции, самочувствие и настроение — все связано с лошадьми. В седле он рождался, в седле проводил всю жизнь. Современному человеку такое трудно представить. Одним словом, на основе всего сказанного можно смело утверждать, что лошадь — конь-тулпар, конь-аргамак — является символом нашего народа, говоря по-современному, его брендом, культурным наследием, дошедшим до нас из прошлого. Так же, как и породы лошадей, генофонд которых выпестован самим этим народом. Долг нынешних и идущих им на смену поколений — сохранить это наследие. Продолжить традиции, связанные с ним. Именно в этом актуальность моих действий.
Сегодня ситуация такая, что мы стали придавать огромное значение западным ценностям. А может быть, просто заявить гордо о себе, о нашем казанате?
Считайте, что это уже состоялось. Двенадцать лет назад, в 1996 году, на Всемирном фестивале наездников, проходившем в Венгрии, в присутствии полутора тысяч спортсменов и высокопоставленных гостей из 23 стран мира наши джигиты «презентовали» кокпар, кыз куу, тенге алу. Европа взорвалась аплодисментами! Практичные американцы тут же вычислили, какие перспективы могут иметь эти экзотичные и увлекательные виды спорта.
Казахстанская команда, участвуя впервые в высшем форуме наездников планеты, заняла первое место, потеснив на пьедестале почета считавшихся непобедимыми венгров. Спортивные функционеры Соединенных Штатов, Италии, Испании, Швеции, Швейцарии, Германии, Англии, Мексики, Перу, России и других стран назвали это потрясающим открытием. Казахстан оказался в центре внимания. В девяти штатах США заинтересовались кокпаром — национальной игрой тюрков, в том числе и казахов.
Сегодня Ассоциация национальных видов спорта РК объединяет 19 федераций. Это федерации конного спорта кок-пар, беркутчи, туйе-жарыс, тогыз кумалак, _аза_ша курес, жекпе-жек, жудырыктасу, алыпсок, кыз куу, асык ату и другие. В данное время разрабатывается Государственная программа развития национальных видов спорта, а ведь когда-то (да и теперь еще) в приоритете были только олимпийские виды спорта, а наша культура, связанная с кыз куу, _аза_ша курес, все еще на втором плане. Что мы за народ такой? А ведь, если посмотреть по сторонам, то испанские тореадоры по сей день являются народными героями, а коррида — лучшим зрелищем. И таких примеров много.
Так где же будет установлен памятник?
Памятник будет установлен вдоль автобана Астана — Кокшетау ровно в пяти километрах от поста ГАИ, на поляне вблизи Астаны. Почему мы выбрали это место? Поясняю: во-первых, знаменитый скакун Кулагер давно уже стал в народе своеобразным олицетворением Великой степи. Он и Великая степь неразрывно связаны, неотделимы. Образ Кулагера легко и грациозно, как облако, парящее над родными просторами, стал общенациональной гордостью и остается в памяти народа символом грации и красоты, преданности и дружбы, надежности и патриотизма.
Во-вторых, Кулагер и его хозяин Ахан-серэ родились и выросли в Кокшетау. Здесь же, на своей малой Родине, их тела преданы забвению.
В-третьих, автобан Астана — Кокшетау — не только суперсовременная дорога. Данная трасса имеет стратегическое значение и, прежде всего, для развития внутреннего туризма. Поскольку для экономики Казахстана развитие туризма является приоритетным направлением, то не только сама трасса, но и ее окрестности должны привлекать внимание, завораживать приезжих гостей.
В этой связи строительство памятника Кулагеру именно в указанном месте имеет несомненные преимущества. Отсюда берет начало туристический маршрут в знаменитую курортную зону Боровое, а на обратном пути монумент будет встречать и приветствовать приезжающих в новую столицу Казахстана — Астану.
В-четвертых, наличие обширной площади вокруг места установки памятника позволяет организовывать и проводить здесь конно-спортивные мероприятия, например, скачки, байгу «Кулагер-Аламан».
В-пятых, в перспективе здесь же можно создать музей Кулагера.
И следующее, не менее веское обоснование — наш выбор места для установки монумента в точности отвечает предложениям видных представителей интеллигенции республики, депутатов, народных писателей, известных конников, меценатов национальных видов спорта, принявших участие в «круглом столе» и двух республиканских совещаниях конников, организованных нашим научно-популярным журналом по данной тематике.
Кто оказывает помощь в строительстве памятника и когда вы собираетесь его открыть?
Могу с радостью сказать о том, что десятки казахстанцев, среди которых государственные деятели, политики, бизнесмены, конники, откликнулись на обращение по возведению памятника Кулагеру. Это аким Акмолинской области Альберт Рау и вице-министр туризма и спорта Талгат Ермегияев, предприниматели и меценаты Тукен Егинбаев, Кенес Ракишев и многие другие.
Мы надеемся открыть памятник к 6 июля 2009 года — ко дню рождения президента страны Нурсултана Назарбаева и ко Дню столицы.
Я думаю, что к вашим начинаниям должны присоединиться искренние патриоты нашей страны. Желаем вам победоносного успеха во всех начинаниях!
Наша инициатива в полной мере созвучна благородной политике первого президента РК Нурсултана Назарбаева и чаяниям всего многонационального народа нашей республики в отношении возрождения древней культуры Великой степи, ибо идея и строительство памятника Кулагеру являются поистине великим и созидательным начинанием и очень благородным, нужным делом. А активное участие вашей газеты в данной акции, без сомнения, пример и образец высокого патриотизма.

Алан Исаев

Смотрите также

Шортанды ауданы күніне арналған мереке керемет өтті

2017 жылдың 19 тамызы күні Қазақстан Республикасының Мемлекеттік рәміздерінің 25 жылдығына, Астана қаласы ЭКСПО-2017 халықаралық …