Бардаль Олеся Ивановна
учитель английского языка ГУ «Новорыбинская средняя школа-сад»
Акмолинская область Аккольский район с.Новорыбинка
“Чем раньше мы начнём преподавать
иностранный язык детям, тем раньше
познакомим их с миром детей,
говорящих на других языках”
Р.Фройденштайн
Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал.
В 8-9 лет ребёнок не задумывается о роли и значении английского языка в его дальнейшей жизни. Ему гораздо важнее, что происходит «здесь» и «сейчас», то есть он просто отвечает на вопрос: интересно для него занятие или нет. Сделать урок интересным и увлекательным, учитывая возрастные особенности ребёнка,- вот основная задача педагога.
Французская пословица гласит: «Привести коня на водопой может и один человек, но и сто не заставят его пить». Так и мы можем привести ученика на урок английского языка, дать ему учебники и пособия, объяснить, как важно изучать иностранный язык, но это не значит, что он тут же начнёт пить из нашего источника знаний. Сначала у ребёнка должна появиться мотивация к данному процессу, и задача учителя – сформировать её.
Какова же здесь роль учителя иностранного языка?
– Он должен способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них пространству в том возрасте, когда дети ещё не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению.
– Учитель должен сформировать элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников.
– Ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке.
– Приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счёт расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников правах и обычаях стран изучаемого языка.
– Формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.
Приоритетным в начальной школе является воспитательный и развивающий аспект обучения предмету.
Урок английского языка подразумевает совместную деятельность учителя и ученика, на время урока они становятся партнёрами. Педагогика сотрудничества прежде всего ставит целью создание благоприятного психолого-педагогического климата в классе. В начальной школе адаптация к новому предмету и происходит не совсем гладко и безболезненно для ребёнка. Для него это определённого рода стресс: не все дети сразу же готовы включиться в учебный процесс и активно в нём участвовать. Поэтому надо дать ребёнку необходимое время на адаптацию. Если ребёнок на уроке не идёт на контакт, не отвечает на вопросы, не надо на него давить, тем более кричать. Лучше через некоторое время вновь обратиться к ученику, задав ему любой самый простой вопрос, и обязательно похвалить! Похвала часто снимает комплекс неуверенности и боязни сказать что-то не так. Задача учителя ненавязчиво подвести ребёнка к правильному ответу, поддерживая его желание этот ответ найти. Часто дети в период адаптации аккумулируют всё, что происходит на уроке, а затем при правильном педагогическом подходе, в них просыпается желание говорить самим и быть активными на уроке.
Задав себе вопрос, как сделать урок ИЯ интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным, я поняла, что успех не только зависит от знания учителем предмета, от общей эрудиции педагога и даже от человеческого обаяния, но и в большей степени от способности на современном этапе преподавания ИЯ мыслить по-новому, внедрять новые информационные технологии, мультимедийные проекты, Интернет, медиаресурсы, обеспечивающие высокое качество подачи и контроля учебного материала.
Преподавая английский язык, я особое внимание уделяю применению информационно-коммуникационных технологий. Наличие компьютера и мультимедийного проектора даёт мне техническую возможность проводить учебные занятия в соответствии с современными требованиями к уроку. Каждый урок я использую учебные электронные пособия: обучающие компьютерные программы “Английский в 3 приема”, диски Headway, мультимедийные презентации.
Использование обучающих и познавательных программ «Еnjoy English» на CD- наиболее доступный способ использования компьютера. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, отрабатывать произношение, сдавать тест по изученным грамматическим и лексическим темам.
При изучении ИЯ в начальной школе принцип наглядности является одним из ведущих. Он во многом компенсирует отсутствие языковой среды, восполняя потребность детей в чувственном восприятии отдельных единиц языка. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание презентаций. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Мультимедийные презентации, позволяют сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Работа над такими презентациями с помощью программы Microsoft PowerPoint позволяет разнообразить работу, сделать занятие более динамичным, что повышает мотивацию овладения английского языка в школе.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка); обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Много интересного можно найти и на страницах интернет-ресурсов:
ABC-online. Английский язык для всех
Интернет-справочник «Английский язык»
Fluent English — образовательный проектhttp://www.fluent-english.ru
Native English. Изучение английского языкаhttp://www.native-english.ru
School English: газета для изучающих английский языкhttp://www.schoolenglish.ru
Английский для детейhttp://www.englishforkids.ru
Английский клубhttp://www.englishclub.narod.ru
Английский язык.ru — все для изучающих английский языкhttp://www.english.language.ru
Английский язык в библиотеке Максима Мошковаhttp://lib.ru/ENGLISH/
Английский язык в школеhttp://englishaz.narod.ru
Именно в начальных классах очень важна роль ИКТ в формировании операционного стиля мышления, который рассматривается здесь в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, построение информационных моделей, инструментирование деятельности. Большое значение имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной начальной школы.
Психолого-педагогические исследования показывают, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению;
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
-развитие наглядно-образного, информационного мышления;
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
-повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.
Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод:
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.