ЯЗЫКАМ НЕ ИНАЧЕ УЧИТЬ, КАК РАЗГОВАРИВАЯ С НИМИ НА ТЕХ ЯЗЫКАХ

«ЯЗЫКАМ НЕ  ИНАЧЕ УЧИТЬ, КАК  РАЗГОВАРИВАЯ С НИМИ НА ТЕХ ЯЗЫКАХ…» (Екатерина Великая)

На современном этапе Казахстану необходимы высококвалифицированные специалисты, владеющие иностранными языками и навыками межкультурной коммуникации. Даже примитивные народы, например, индейцы в бразильских джунглях, говорят, по меньшей мере,  на трех языках весьма бегло, а многие из них владеют четырьмя или пятью  языками. Многоязычие является нормой для большей части малых европейских народов. Сегодня в  школах  многих стран мира (в Бельгии, Дании, Эстонии, Финляндии, Люксембурге, Швеции, Словении,   Словакии,  Германии, Латвии и т.д.) изучают два и более иностранных языков. В Европейском Сообществе уже 40 процентов молодёжи в возрасте до 24 лет владеет двумя иностранными языками. Более 22% населения Дании  владеет несколькими языками, а в Нидерландах – более 44%. 

Исследования,  проведенные в Германии среди студентов различных специальностей, показали, что английским  языком  владеют 96,5%, французским – 25,6%, двумя  иностранными языками  –  41,3% , тремя 9,6% и лишь 2,7% не владеют ни одним  иностранным языком. Причем эти данные приводятся по «средним» студентам. Анализ отношения студентов – отличников к иностранным языкам дает более  высокие цифры: английским  языком владеют  99,5%, французским -48,2%, испанским – 23, 6%, двумя иностранными языками владеют  67,0%, тремя – 23,1%. Соответственно и шансов получить высокооплачиваемую работу у таких выпускников гораздо больше.

Вопрос «Какие иностранные языки необходимы сегодня  и сколько, чтобы стать конкурентоспособным  специалистом?» волнует многих. Английский, французский, немецкий, испанский и русский языки составляют 95% иностранных языков, которые учат в большинстве стран. В нашем  регионе  и городе Кокшетау исторически сложилось так, что в школах и вузах преподавались  и преподаются три европейских языка – английский, немецкий и французский, и эту традицию следует  сохранять и укреплять, создавать условия, развивать интерес  и формировать у молодежи  потребность к изучению нескольких иностранных языков.

Профессора Московского университета, написавшие  один из первых учебников по методике преподавания иностранных языков  «Способ учения»  в конце 18-го века, считали: «Учитель должен как можно чаще говорить тем языком, которому у него учатся, стараться при этом, чтобы и ученики тем же языком говорили, используя для этой цели и упражнения в разговорах». Такой   подход не утратил своей актуальности и сегодня.

В Кокшетауском университете имени Абая Мырзахметова работает Клуб  немецкого языка  и Английский клуб. Они открыты для всех желающих. Мы учим  общаться  на немецком и английском языках, читаем современные тексты о жизни молодежи  в  Европе, обсуждаем интересующие  молодых людей проблемы.

Английский язык – один из наиболее востребованных мировых языков, и современный человек, имеющий высшее образование, обязательно должен   уметь общаться на нем  как на бытовые, так и на профессиональные темы. Немецкий язык сегодня по праву занимает место второго по важности языка в деловых кругах  Европы и Евразии  после английского.  В разных странах мира  от Южной Америки до Казахстана  в школах и вузах изучается немецкий язык как иностранный. Как известно, немецкий язык – один из первых иностранных языков в школах Америки.

Люди, владеющие иностранными языками и культурой народов, говорящих на этих языках, ценились во все времена. И вот тому пример. Известный немецкий писатель Гюнтер де Бройн   рассказывает историю Тристана, которого в семь  лет родители отправили в дальние страны в сопровождении самого образованного в стране человека «чтобы изучить языки и прочитать книги мудрости». Вернувшись через семь лет на родину, Тристан становится жертвой похищения, причиной которого было знание им иностранных языков и его хорошие манеры.

Практическое владение иностранными языками было и остается уделом элиты.  Сегодня это другая элита. Это те молодые люди и их родители, которые  осознают значимость иностранных  языков для своей жизни, карьеры, материального благополучия. Это – амбициозные целеустремленные девушки и юноши, использующие иностранный язык для достижения поставленной цели.  У них есть сильный мотив, а мотив – это главная движущая сила  в изучении языков. Вспомним, как описывает М.Шолохов в романе «Поднятая целина»  старания и  страдания Макара Нагульнова в процессе заучивания   английских слов, продиктованные высокой целью – пропагандой идей коммунизма в Англии. На вопрос своего друга: «А к чему, Макар, тебе этот язык спонадобился?» Макар «с улыбкой снисхождения» ответил: «На английском языке буду без нежности гутарить с мировой контрой!».

Преподаватели кафедры иностранных языков и переводческого дела Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова ведут занятия по иностранным языкам не  только на специальностях «Переводческое дело» и «Иностранный язык: два иностранных языка», но и  на всех специальностях университета. На каждом факультете есть трудолюбивые, прилежные студенты, понимающие необходимость  изучения иностранных языков для своей будущей профессии и карьеры. Это – Наталья Гаврильчик и Юлия Щербатая,  Валерия Стуковнина, Гаухар Бекбай,   Айгерим Семилькеева, Кенжегуль Шайменова,  Аягоз Бейсенова, Нургуль Саликова, Вячеслав Панасура,  Айгерим Жансеитова, Назерке  Каримова, Тлеуберген Сактаганов, Лейла  Тимерова, Камила Аленова, Наурызбек Бекбаев, Светлана Егитян, Альмира Бесимбаева, Диан  Айбашпанов, Анастасия Андреева  и многие другие.

На занятиях преподаватели сочетают  интенсивные и экстенсивные фазы в изучении языка, используют мультимедиальные средства обучения иностранным языкам. Студенты играют в деловые игры, инсценируют сказки, анекдоты, узнают много интересных  фактов   о жизни  тех людей, язык которых они изучают. Но, что самое главное, изучение иностранного языка  помогает студенту раскрыть свои таланты, расширить кругозор, увидеть окружающий мир другими глазами.

Сегодня важно знать  не только языковые формы чужого языка, но и следовать общечеловеческим правилам межкультурного общения. И учитель иностранных языков, и переводчик  – это специалисты  по многоязычию, это  посредники  между родной и иноязычной культурой обучающихся.

Это должно войти в  профессиональную подготовку современного специалиста  с тем, чтобы подготовить его к работе в  любом сообществе профессионалов,  в любом уголке мира, уважая чужую культуру и  социальные традиции  в полиэтническом пространстве  Европы и Евразии.

Автономия  и ответственность самого  студента за собственный прогресс в обучении и жизни – это ключевая компетенция будущего специалиста современного общества.

Сегодня в стенах вуза формируется  студенческая элита нового типа. Знание иностранного языка помогает им реализовать свой потенциал, планомерно строить карьеру, повышать благосостояние. Меняются  экономическая ситуация в мире,  устоявшиеся взгляды  государств и политиков на значимость  и знание  различных иностранных языков во всем их многообразии. Все большая открытость нашего общества, вхождение его в мировое сообщество, развитие и укрепление межгосударственных, политических, экономических и культурных связей способствуют тому, что реально востребованными в современном обществе становятся специалисты со знанием иностранного языка.

Наталья Жумагулова,
заведующая кафедрой иностранных  языков  и переводческого дела
Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова,
кандидат педагогических наук, доцент, председатель Союза учителей
немецкого языка города Кокшетау Акмолинской области

Сондай-ақ, оқыңыз

«Туған жердің жетістігі»

Ақмола облысы, Целиноград ауданы, Жаңажол ауылы №7 негізгі мектебінің 7 сынып оқушысы Жеңісбай Аружан Менің …